Неисправности асинхронного двигателя.

Главная

Установка заземления
Комплекты штыревого
заземления

Заземление газового котла

03-Dec-2012

Местное сильное нагревание обмотки статора асинхронного двигателя.

Если при местном значительном перегреве обмотки происходит сильное гудение и резко снижается скорость вращения асинхронного двигателя, причем величина тока в отдельных фазах неодинакова, то причинами этих явлений могут быть:
а)  замыкание между витками в одной фазе обмотки статора (рис. 13, а);
б)  короткое замыкание между двумя фазами обмотки статора (рис. 13, б);
в)  замыкание обмотки на корпус в двух местах (рис.13, в);
г)   неправильное присоединение выводов одной фазы (одна фаза «перевернута» — см. рис. 4 и 5), либо одна или несколько катушек или катушечных групп в одной из фаз неправильно соединены между собой («перевернуты»— рис. 13, г).
В обмотках при коротких замыканиях образуются замкнутые контуры, в которых наводится э. д. с. вращающимся магнитным потоком и поэтому в таких контурах при хорошем контакте в месте замыкания может циркулировать ток большой величины, зависящей только от полного сопротивления замкнутых накоротко витков или катушек. Этот ток сильно нагревает обмотку (вплоть до появления дыма и расплавления паек), а продолжительная работа машины с неисправной обметкой может вызвать перегорание обмотки и повреждение листов активной стали.
При коротких замыканиях значительного числа витков обмотки пуск двигателя в ход оказывается невозможным из-за чрезмерно большого тока, вследствие чего

на значительный ток, пуск все же удается, то скорость вращения двигателя при номинальной нагрузке сильно снижается и асинхронный двигатель может остановиться.
Основным признаком замыкания между витками является чрезмерное нагревание короткозамкнутого контура. В некоторых случаях короткозамкнутая часть обмотки может быть определена по внешнему виду — по обуглившейся изоляции. Если машина находится в холодном состоянии, то для определения расположения короткозамкнутых витков следует включить и быстро выключить двигатель. Короткозамкнутую часть обмотки можно определить, ощупывая рукой лобовые части обмотки статора: она будет более нагретой, чем остальная часть.
Если же при пробном включении двигателя возникает большой ток и защита срабатывает, то к статору следует подводить пониженное напряжение. В том случае, когда двигатель имеет фазный ротор, опыт определения замыкания между витками рекомендуется производить при разомкнутой цепи ротора. Но следует учитывать, что на контактных кольцах может появиться опасное напряжение.
Фаза, имеющая замыкание, может быть найдена по тому признаку, что ток, потребляемый из сети каждой фазой, неодинаков. При соединении обмотки звездой (рис. 14, а) в фазе, имеющей замыкание, ток (A1) будет больше, чем в двух других фазах. При соединении  об-

мотки треугольником (рис. 14, б) в двух фазах сети, к которым присоединена дефектная фаза, токи (А1 и А3) будут больше, чем в третьей фазе А2. Опыт определения поврежденной фазы следует производить при пониженном напряжении; если асинхронный двигатель имеет фазный ротор, то обмотка последнего может быть разомкнута, а при асинхронном двигателе с коротко-замкнутым ротором последний может вращаться или быть заторможенным.
Фаза, имеющая замыкание, может быть определена и по величине ее сопротивления, измеренного мостиком, или по методу амперметра и вольтметра; меньшее сопротивление будет иметь фаза с короткозамкнутыми витками. Если же фазы нельзя разъединить, то производят измерения трех междуфазных (линейных) сопротивлений. В случае соединения фаз звездой (рис. 14, а) наибольшим будет междуфазное сопротивление, измеренное на концах фаз, не имеюших замыкания; два других сопротивления   равны   между собой и меньшепервого. При соединении фаз треугольником (рис. 14, б) наименьшее сопротивление будет на концах фазы, имеющей замыкание; два других измерения дадут большую величину сопротивления, причем оба они будут одинаковы.
Катушечные группы или катушки, имеющие замыкания, при питании током всей обмотки или только поврежденной фазы, находят по величине падения напряжения на их концах. На этих катушечных группах или катушках падение напряжения будет меньше, чем на исправных (при измерении напряжения удобно пользоваться острыми щупами, которыми прокалывают изоляцию соединительных проводов). Определение фазы или катушки, имеющей замыкание, методом падения напряжения может производиться и при питании обмотки переменным током.