Чрезмерный износ щеток и контактных колец. Двигатель асинхронный. Неисправности.

Главная

Установка заземления
Комплекты штыревого
заземления

Заземление газового котла

23-Jan-2013

Чрезмерный износ щеток и контактных колец.

Износ щеток зависит от многих причин и для различных марок щеток различен; он зависит от окружной скорости, удельного давления, плотности тока, характера нагрузки, материала контактных колец и пр.
Для щеток отечественного производства, обычно при­меняемых в асинхронных двигателях, нормальным считается (в соответствии с данными завода-изготовителя) износ щеток за 1000 ч работы при окружной скорости контактных колец 15 м/сек для щеток марок МГС и МГ4—6 мм, для щеток ЭГ4—5 мм, а для щеток ГЗ— 4 мм.
Причины повышенного износа щеток следующие:
а) неравномерное распределение тока между отдельными щетками (см. стр. 32);
б)  слишком большое давление щеток на  контактные
кольца (рекомендуемое удельное давление щеток и его
проверку—см. стр. 31);
в)  слишком большая плотность тока в щетках;
г)   неровная поверхность контактных колец;
д)  большое искрение;
е)   загрязнение контактных колец угольной пылью от
щеток, песчаной, цементной и прочей пылью;
ж)   неподходящий сорт щеток (слишком мягкие щетки; щетки, не соответствующие окружной скорости  контактных колец);
з)  вибрация ротора.
Основными причинами чрезмерного и неравномерного износа контактных колец являются:
а)  неподходящий сорт щеток: слишком твердые щетки, плохое качество щеток;
б)   слишком большое давление щеток на контактные
кольца (рекомендуемое удельное давление щеток и его
проверку — см. стр. 31);
в)  неподходящий материал контактных колец.
Кроме этих причин, на износ контактных колец влияют и различные другие причины износа щеток, указанные выше.
При соответствующем материале колец, правильном подборе и хорошем качестве щеток, при правильно установленном давлении щеток на поверхности контактных колец через короткое время образуется тончайшая оксидная пленка — «политура», поверхность полируется, а рабочие поверхности щеток и колец становятся гладкими. В этом случае кольца и щетки длительное время работают хорошо. Учитывая необходимость сохранения политуры, без особой надобности не рекомендуется производить шлифовку контактных колец стеклянной бумагой, лучше протереть их сухой неволокнистой тряпкой.
Иногда наблюдается неравномерный износ щеток и контактных колец, который характеризуется появлением на их рабочих поверхностях дорожек или тончайших волосных бороздок. Причинами этих бороздок являются: пористое литье и плохо обточенные контактные кольца, плохое качество щеток (неоднородность материала), неправильное давление щеток и неблагоприятные условия трения щеток, попадание песка, цементной пыли и пр.
Кольца с изношенной рабочей поверхностью следует обточить и отполировать, после чего нужно проверить правильность установки щеток (давление, зазоры между щеткодержателями и щетками, отсутствие вибраций и т. д.
Если в щеточном аппарате недостатков не будет обнаружено, рекомендуется переменить сорт щеток.
Только хорошо подобранные для данных условий работы щетки и тщательный уход за щеточным аппаратом и контактными кольцами гарантируют минимальный износ щеток и контактных колец.

Образование пятен на рабочей поверхности контактных колец.
На контактных кольцах неработающих машин часто появляются пятна матового оттенка, а иногда и окись под щетками. При работе машины такие пятна вызывают искрение щеток, эти места обгорают и становятся шеро­ховатыми, вследствие чего искрение щеток усиливается. Пятна возникают под влиянием электрохимических явлений в контакте между щеткой и кольцом после более или менее длительного простоя машины. Дело в том, что при остановке машины, находящейся в сыром помещении, угольная щетка и влажный воздух между щеткой и контактным кольцом создают гальванический элемент, посылающий ток через замкнутую цепь, образованную щеткой, контактным кольцом, обмоткой и пр. При этом происходит перенос током частиц металла с контактного кольца на щетку.
Пятнообразование на контактных кольцах особенно заметно в случае стальных колец или при применении некоторых марок угольно-графитных щеток.
Для предотвращения рассмотренной неисправности необходимо при продолжительной остановке машины, во время хранения ее на складе, а также при транспорти­ровке, прокладывать между щетками и контактными кольцами картон или какой-либо другой изоляционный материал, прерывающий цепи тока.
Чтобы уничтожить имеющиеся пятна и устранить связанное с ними искрение, необходимо контактные кольца тщательно проточить и отшлифовать.