Искрение щеток и обгорание контактных колец асинхронного электродвигателя.
Причинами неисправности являются:
а) загрязнения контактных колец и щеток (попадание на контактные кольца смазки или масла из подшипника) ;
б) слабое нажатие щеток;
в) плохая пришлифовка щеток;
г) биение контактных колец;
д) отсутствие надежного контакта щеток с кольцами вследствие защемления щеток в щеткодержателях;
е) недостаточное количество щеток или слишком малое их сечение;
ж) неравномерное распределение тока между отдельными щетками;
з) несоответствующий сорт щеток.
При слабом нажатии щеток необходимо отрегулировать его в соответствии с данными завода-изготовителя. Удельное давление, выраженное числом граммов, приходящихся на 1 см2 рабочей поверхности щетки, устанавливается в зависимости от марки щеток. Для асинхронных двигателей обычно рекомендуют щетки марок МГС, МГ4 и ЭГ4; удельное давление для этих щеток лежит соответственно в пределах 180—230, 200—250 и 150— 200 Г/см2. Проверка нажатия шеток производится динамометром (рис. 15), закрепляемым за рычаг щеткодержателя, прижимающим щетку к контактному кольцу. Величина нажатия может быть определена, если между щеткой и контактным кольцом проложить лист тонкой бумаги и производить постепенное натяжение динамметра; показание динамометра, при котором бумага может быть легко вынута, определит нажатие щетки на контактное кольцо.
Пришлифовка щеток производится стеклянной бумагой (шкуркой). Для этого под щетки подкладывают
стеклянную бумагу, обращенную рабочей стороной к щеткам, и производят передвижение бумаги взад и вперед при нормальном давлении пружин на щетки. Для правильной притирки щеток концы бумаги нужно отогнуть вниз (рис. 16,а), так как при отгибании их ввepx (рис. 16, б) края щеток будут опилены и уменьшится площадь контакта щеток с кольцом.
Биение контактных колец устраняется путем проточки и шлифовки.
Чтобы избежать зажатия щеток в щеткодержателе, следует применять щетки такого размера, который позволил бы им свободно передвигаться в щеткодержателях. Нормальные зазоры между щеткодержателем и щеткой 0,2 - 0,3 мм. В случае надобности щетки припиливаются и пришлифовываются для получения указанных зазоров.
Неравномерное распределение тока между щетками происходит вследствие плохого контакта в цепи щеткодержателей и токоподводов, неодинакового нажатия щеток на контактные кольца или применения щеток различных марок. Для устранения этих неисправностей необходимо проверить все контакты траверсы, токоподводов, щеткодержателей и щеток, отрегулировать нажатие щеток в соответствии с применяемым сортом щеток. Следует применять щетки только одной марки. В случае невозможности применения одинаковых щеток для всей машины рекомендуется распределить щетки таким образом, чтобы на каждом кольце были установлены щетки только одной марки.
Перегрев контактных колец и щеток.
Причинами неисправности являются:
а) слишком сильное нажатие щеток на контактные
кольца;
б) слабая вентиляция контактных колец и щеток (у
двигателей с закрытыми контактными кольцами);
в) искрение щеток.
Перекрытие контактных колец электрической дугой.
Эта неисправность обычно проявляется при пуске двигателя в ход. У реверсивных двигателей (работающих при изменении направления вращения) и у двигателей с регулировкой скорости вращения перекрытие контактных колец иногда происходит и во время работы двигателя.
Причинами неисправности могут быть:
а) загрязнение щеточного аппарата и контактных колец смазкой или маслом (попадающим от подшипников), медноугольной пылью (от щеток);
б) влажный или насыщенный кислотными или щелочными парами воздух;
в) обрыв в соединениях между ротором и пусковым сопротивлением (реостатом).
Кроме указанных причин, возможно и перекрытие между кабельками или токоотводами щеток соседних фаз.
Следует указать, что при отсутствии названных причин в роторе в момент включения двигателя не могут появляться опасные перенапряжения, которые служили бы причиной перекрытия контактных колец электрической дугой.
Чтобы не допустить загрязнения контактных колец и щеточного аппарата, необходим тщательный уход за ними. Мероприятия по устранению попадания масла — см. стр. 55, 56—58.
При большом напряжении на контактных кольцах ротора, при разомкнутой обмотке ротора и включенном статоре, особенно если воздух влажен и насыщен токо-проводящими парами, рекомендуется дополнительно изолировать все открытые токоведущие части щеточного аппарата и траверсы, например путем покрытия лаком.
Кроме этого, рекомендуется не включать двигатель при разомкнутом пусковом сопротивлении, а устанавливать щетки металлического реостата на первый контакт, соответствующий полному введенному сопротивлению, а в случае жидкостного пускового реостата следует немного погрузить электроды в жидкость.
В схемах автоматического пуска в ход асинхронных двигателей с фазным ротором предусматривается их включение в сеть при полностью введенном пусковом сопротивлении.
Необходимо проверить соединения между контактными кольцами и пусковым сопротивлением, а также убедиться в отсутствии обрыва в самом сопротивлении.